Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

спесивцева ольга александровна

Энциклопедический словарь

Спеси́вцева Ольга Александровна (1895-1991), артистка балета. В 1913-23 в Мариинском театре. Принимала участие в спектаклях Русского балета Дягилева (1916) за границей. В 1924-32 выступала в «Гранд-Опера». С 1939 жила в США. Прославилась как выдающаяся балерина лирико-романтического и трагедийного плана. Партии: Жизель («Жизель» А. Адана), Аврора («Спящая красавица» П. И. Чайковского), Эсмеральда («Эсмеральда» Ч. Пуни), Никия («Баядерка» Л. Ф. Минкуса) и др.

* * *

СПЕСИВЦЕВА Ольга Александровна - СПЕСИ́ВЦЕВА Ольга Александровна [6 июля (18 июля) 1895, Ростов-на-Дону - 16 сентября 1991, шт. Нью-Йорк], русская балерина, одна из лучших Жизелей 20 в.

Биография

В 1913 окончила Петербургское театральное училище по классу М. А. Куличевской. Совершенствовалась у Е. О. Вазем, А. Я. Вагановой (см. ВАГАНОВА Агриппина Яковлевна). В 1916-1917 неоднократно гастролировала с «Русским балетом Дягилева (см. РУССКИЙ БАЛЕТ ДЯГИЛЕВА)» в США. С 1918 - ведущая танцовщица, с 1920 - прима-балерина Мариинского театра (см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР). Расставшись с театральным и литературным критиком А. Л. Волынским (см. ВОЛЫНСКИЙ Аким Львович), уже после Октябрьского переворота вышла замуж за крупного советского чекиста, но после его гибели в 1923 эмигрировала сначала во Францию, затем в США, где и осела. В 1924-1932 была ведущей приглашенной балериной Парижской Оперы. Ее партнерами били В. Ф. Нижинский (см. НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич), а также С. Лифарь (см. ЛИФАРЬ Серж), А. Долин (оба написали книги о ее трагической судьбе). Была официальной женой русско-французского танцовщика и педагога Н. Князева. Последнее ее выступление в Париже состоялось в 1939.

В 1943, почти в конце ее исполнительской карьеры, обостренно стали проявляться давно дававшие о себе знать симптомы психического заболевания. Последующие 20 лет (до 1963) она провела в психиатрической лечебнице, но выздоровела, память восстановилась. Последние годы, а судьбой ей было отпущено почти сто лет, жила в пансионе на ферме Толстовского фонда (вблизи Нью-Йорка), созданного младшей дочерью писателя А. Л. Толстой.

«Между мечтой и действительностью»

Спесивцева по внешним данным была идеалом романтической балерины. Высокая, стройная, с красивым лицом и большими печальными глазами, удлиненными пропорциями тела и стройными ногами с огромным подъемом. Но в душе этой аполлоновской по внешнему облику балерины бушевал безумный диониссийский огонь. Наделенная обостренным восприятием мира, она, несомненно, была балериной бурного 20 в. Ей близки многие поиски экспрессионистов. Танец Спесивцевой в классических балетах - воплощение красоты, но лишенной гармонии и покоя. Недаром ее Одетта была не Лебедем, а скорее альбатросом, которому мешают слишком длинные крылья. Ее Жизель (это самая знаменитая ее партия) сводила с ума не столько измена, сколько лишенный гармонии безумный мир, в котором красоте нет места. Она выходила на сцену, подобно тому как другие идут в собор. Спесивцеву боготворил, увековечив в своих рецензиях, Волынский. «Когда я увидел Павлову, то подумал, что она - моя Тальони. Но Спесивцева была тоньше и чище Павловой», - вспоминал Дягилев. А Лифарь отмечал, что она всегда жила «между мечтой и действительностью». Классическая балерина по сути своего дарования, она станцевала Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», Эсмеральду и Жизель в одноименных балетах, Никию в «Баядерке», Аврору в «Спящей красавице», Аспиччию в «Дочери фараона» и др. Уже в Париже она освоила и современный репертуар - исполнила партию Кошки в одноименном балете Дж. Баланчина (см. БАЛАНЧИН Джордж), Саломею в «Трагедии Саломеи» Н. Гуэрра, соло в «Праздничном вечере» Л. Стаатса, главные партии в «Творении Прометея», «Бахусе и Ариадне» Лифаря, проявляя в них свою «бестелесную экзальтацию».

Трагической судьбе и творчеству Спесивцевой посвящены документальные и художественные фильмы («Мания Жизели», 1995). В видеофильме «Жизели мира» использованы кинофрагменты с танцами Спесивцевой из первого действия балета. Она также является героиней балета современного балетмейстера Б. Я. Эйфмана «Красная Жизель».

Большой энциклопедический словарь

СПЕСИВЦЕВА Ольга Александровна (1895-1991) - артистка балета. В 1913-23 в Мариинском театре. Принимала участие в спектаклях Русского балета Дягилева (1916) за границей. В 1924-32 выступала в Гранд-Опера. С 1939 жила в США. Прославилась, как выдающаяся балерина лирико-романтического и трагедийного плана.

Полезные сервисы